Развитие тела и духа – мой путь самоисцеленияСтраница 21
Люди прикладывают различные силы к процессу восстановления. Вообще, более высокий показатель интеллекта имеет тенденцию помогать решать проблемы. Эти больные понимают, что они “отличны” и часто имеют эмоциональные проблемы. Они привыкли думать быстро и делать вещи легко, а нарушения после болезни могут стать большой проблемой для очень ярких людей.
Выдающийся русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов в молодости переболел менингитом и 3 года страдал депрессией с галлюцинациями и не мог выступать. Врач психиатр Даль лечил его психотерапией и часто сидел на первом ряду в зале, чтобы снять страхи у пианиста. Свой знаменитый 2-ой концерт композитор сочинил уже после болезни. Для чего я привожу данный пример? Чтобы любой больной после перенесенной нейроинфекции, мозговой травмы или парализации не терял веру в полное восстановление интеллектуальных функций и, следовательно, быстрее старался приложить максимум стараний для реабилитации здоровья и возврата к трудовой деятельности. Резервы организма огромны и после болезни другие участки мозга берут на себя выполнение сложных функций, так как регуляция функций в нём часто дублируется с помощью сложных связей и не зависит только от объема пораженной зоны. Иногда поражение мозга обширное, а эмоциональная, познавательная или двигательная сфера быстро нормализуется. Выкупавшись осенью в реке, Сергей Васильевич вскоре заболел воспалением мозга. Рахманинов пролежал в постели полтора месяца. Крепкий организм преодолел болезнь, но, выздоровев, Рахманинов был предоставлен самому себе и, не имея надлежащего ухода, вместо продолжительного отдыха, который советовал доктор, начал усиленно заниматься и сочинять. Последствия болезни сказались в том, что он утратил частично ту необычайную легкость к сочинению музыки, которая была ему до тех пор свойственна.
Провал исполнения его Первой симфонии вызвал почти трехлетний перерыв в творчестве. В результате душевной болезни (депрессии) особенно пострадала его вера в то, что людям нужна его музыка. Композитора охватила апатия, он решил бросить сочинять музыку, редко вставал с дивана и сторонился человеческого общения. Огромную помощь принесло Рахманинову в этот период лечение у врача психиатра Н. В. Даля с помощью внушения и самовнушения, который укрепил ему бодрость духа, энергию, желание работать, веру в свои силы. Простые и дружеские беседы доктора Даля с Рахманиновым оказали благотворное действие: шаг за шагом он убедил композитора в необходимости писать музыку и рассеял сомнения в собственной никчемности. Лежа в кресле, больной изо дня в день слышал повторявшуюся гипнотическую формулу: “Вы начнете писать концерт. Вы будете работать с полной легкостью. Концерт получится прекрасный”. Лечение действительно помогло и осенью 1900 года появляется его гениальный Второй фортепианный концерт, посвященный врачу Далю.
*** 23-летняя англичанка Лин Уолкер тяжело заболела: потеряла память и забыла почти все, что было на протяжении ее жизни. Но ей удалось восстановить часть знаний и успешно окончить университет. Лин потеряла память после заражения энцефалитом накануне Рождества 2000 года - через два года после того, как стала студенткой. После месячного лечения врачи поставили ей диагноз: “глубокая амнезия”. Поначалу ее мозг был способен удерживать информацию лишь на протяжении 30 секунд, и таким образом Лин полностью зависела от ухаживавших за ней родственников. Студентка вернулась к занятиям и, несмотря на потерю памяти (амнезию) успешно продолжила учебу за счет силы воли. Она записывала лекции на кассеты, потом дома многократно их прослушивала, закрепляя в памяти. Диплом об окончании университета ей вручила сама английская принцесса Александра.
***
Лина По (1899 – 1948) (псевдоним Полины Михайловны Горенштейн, которая с 1918 года стала выступать как балерина, танцовщица) с ее одаренной художественной натурой занималась рисованием, лепкой, писала стихи, увлекалась музыкой. В 1934 году заболела энцефалитом, ее разбил паралич, полностью потеряла зрение. Нечеловеческим трудом, огромным напряжением воли ей удалось частично восстановить способность двигаться, но она так и осталась слепой. Сценическая деятельность оборвалась навсегда. Лина По становится замечательным скульптором. Уже в 1937-м ее работы появляются на выставке в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Когда решался вопрос о принятии Лины По в члены Союза художников и там узнали, что автор представленных скульптур незрячая, в это просто отказались поверить, пока сами не убедились в этом.