Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихсяСтраница 4
Слуховое восприятие детей с нарушением слуха может быть эффективно может быть использовано при постановке звуков речи, исправление дефектов и предупреждении недостатков произношения.
По мере развития речи возрастает слуховая способность ее восприятия, овладение речи способствует более продуктивному развитию слухового восприятию речи, как в ходе специальных упражнений, так и без них. Восприятие на слух речи зависит от нескольких условий: состояния слуха, уровня развития речи, контекста и ситуации, сложности речевых конструкций, объема предъявляемого материала на слух.
Развитие слухового восприятия речи, как показали исследования Л. В. Неймана(1961), Р. М. Боскис(1963), Л. П. Назаровой (1975). Е. П. Кузьмичевой(1983) и другие, становится источником накопления речевого запаса, повышения уровня развития речи.
Одним из условий, способствующих успешному восприятию речи на слух, является уровень речевого развития. Причем различный уровень речевого развития оказывает влияние на оптимальные возможности восприятия речи на слух. Чем выше уровень речевого развития, тем успешнее восприятие речи на слух. Л. П. Назаровой (№33, с. 43) было выявлено четыре уровня речевого развития у детей с нарушенным слухом:
1. Оптимальный уровень. Испытуемые этого уровни обладали достаточно полным словарным запасом, способствующим требованиям программы, хорошо понимали обращенную к ним речь. В самостоятельной речи пользовались существительными, глаголами, прилагательными, местоимениями, наречиями и предлогами.Эти дети, как показали следования, воспринимали на слух речевой материал в пределах 52% от предъявляемого, состоящих из предложений в 6-7 слов. Для учащихся этого уровня были характерны ошибки в виде аграмматизмов и искажений звуко - буквенного состава слов, которые носили характер «ослышек».
2. Сниженный уровень речевого развития. У этих детей объем словарного запаса приближается к оптимальному, но встречались аграмматизмы, искаженное произношении, а при назывании предмета использовался перифраз. При выяснении понимания речи отмечалось неточное овладение окончаниями, суффиксами, приставками и предлогами. Не использовались такие части речи, как местоимения, наречия. Правильное восприятие речи на слух соответствовало 45% от предъявляемого, воспринимались предложения, состоящие из 4-5 слов. Для учащихся этого уровня были характерны аграмматизмы, большее количество слов - «ослышек», незначительное число бессмысленных слогосочетаний при восприятии речи на слух.
3. Ограниченный уровень речевого развития. Словарный запас значительно ограничен, что сопровождалось неадекватной по смыслу и содержанию подменой отсутствующих слов. В произношении наблюдались значительные искажения при сохранения контура слова. Понимание речи снижено, в самостоятельной речи использовались предложения, состоящий из 2-3 слов. Для таких детей характерны неполные предложения, в которых отсутствуют главные члены предложения (подлежащее, сказуемое). Выпадают предлоги и приставки. Восприятие речи на слух составляет 20% от предъявляемого материала. В речи отмечается увеличение замен слов в виде бессмысленных слогосочетаний, аграмматизмы и отказы при различении предложений, слов, что соответствует 80% от общего количества предъявляемого речевого материала на слух.
4.Резко ограниченный уровень речевого развития. Выражается в резком ограничении словарного запаса. Словарный запас детей так мал, что они не могут элементарных предметов обихода, целое предложение часто занимают одним словом или словосочетанием, не имеющим никакого смыслового значения. В произношении отмечаются существенные искажения: отсутствовали начало, конец слова, слова дополнялись лишними звуками. Понимание обращенной речи резко ограничено или полностью отсутствует. Отмечается непонимание некоторых форм лова, смешение слов по акустическому сходству. При восприятия текста обнаружено неполное понимание прочитанного. В самостоятельной речи использовались изолированные слова вместо предложений, бессмысленные слогосочетания, отказ от оформления высказывания речью. При восприятии речи на слух правильно воспринимался речевой материал только в 7%. У этих детей резко снизилось число аграмматизмов, но увеличилось количество замен в виде бессмысленных слогосочетаний, число отказов при различении речи. Число ошибок и отказов составляло 93% от предъявляемого речевого материала для различения на слух.