Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихся
Страница 21

В начальный период создается база для развития речевого слуха у глухих школьников, определяются слуховые резервы, с учетом которых строится вся работа по развитию их слухового восприятия.

Основной период характеризуется интенсивным развитием слухового восприятия глухих школьников, формированием навыка.

восприятия речи на слух, активным использованием слухового восприятия для коррекции произносительных навыков. В этот период оказывается возможным в определенной степени компенсировать нарушенное слуховое восприятие целенаправленной слуховой тренировкой с использованием звукоусиливающей аппаратуры разных типов.

Ведущей задачей третьего периода является развитие у глухих учащихся навыка слухо-зрительного восприятия устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. При этом работа по развитию слухового восприятия продолжается. Особое значение этого периода в общей системе обучения глухих обусловлено тем, что слухо-зрительное восприятие устной речи с помощью индивидуального слухового аппарата позволяет принципиально улучшить речевое общение глухих со слышащими детьми.

3.2. Методика работы по развитию речевого слуха у глухих школьников.

Усвоение глухими учащимися программных требований по развитию речевого слуха оценивается с помощью контрольных проверок, которые проводятся во всех классах в конце 1-го полугодия и в конце учебного года. Контрольный материал составляется из фраз и текстов, которые ученики воспринимали на слух, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. В конце учебного года в него включаются и слова, которые не входили в слуховые упражнения. Подбор материала осуществляет сурдопедагог слухового кабинета с утверждением его у заведующего учебной частью. Образцы контрольных фраз и текстов представлены в программе.

В I — II классах в качестве контрольного материала могут быть использованы списки слов, составленные Л. В. Нейманом (№26), с III класса — списки слов Э. И. Леонгард (№34).

Проверку проводит учитель, ведущий индивидуальную работу с данным учеником.

Речевой материал произносится голосом разговорной громкости в нормальном темпе. Учащиеся воспринимают его с помощью слуховых аппаратов, с которыми привыкли работать в течение года, и с тем же усилием, которое применялось на занятиях. Весь речевой материал – фразы, слова, связный текст – произносится не более двух раз. Контрольные проверки проводятся в присутствии ассистента, который заносит ответы учащихся младших и средних классов в протокол. В протоколе фиксируются результаты воспроизведения слов (звуков) в той последовательности, в какой они произносятся учеником. В старших классах эти записи могут выполняться самими учениками.

Правильность восприятия на слух проверяется, прежде всего, ответной реакцией ученика: если, получив поручение, ученик его выполняет; выслушав вопрос, отвечает на него, грамотно оформив ответ, - можно считать, что фраза воспринята правильно (№26, с. 24).

Анализ ответов (при восприятии фраз) может проводиться по следующей схеме:

Фраза распознана – все ее слова распознаны и названы в правильной последовательности (Сегодня морозная погода. – Сегодня морозная погода. Принеси книгу. – Выполняет задание и говорит: Я принес книгу.);

Фраза воспроизведена близко к образцу - часть слов распознана правильно, часть изменена (Сегодня морозная погода. – Сегодня холодная погода. Принеси книгу - Показывает на книгу и говорит: вот книга.).

Ответ признан ошибочным, если

Фраза не распознана – большинство слов соответствует предложенному образцу (Сегодня морозная погода.- Сегодня дежурная Наташа. Принеси книгу. – дает карандаш и говорит: Я дал карандаш.)

Задание считается не выполненным при ошибочных ответах, а также в тех случаях, когда ученик не смог грамотно оформить ответ.

Результаты обучения оцениваются с учетом следующих показателей: оценкой «отлично» - если задание выполнено на 80%, «хорошо» - если задание выполнено на 79-70%, «удовлетворительно» - на 69-60%. Программные требования считаются не усвоенными, если ученик выполнил менее 60% предложенных заданий. При восприятии на слух связных текстов ученик должен сказать, о чем в них говорится. Если результаты не удовлетворительные, текст предъявляется слухо – зрительно, а после этого ученику дается на слух ряд заданий, связанных с предложенным текстом: ответы на вопросы, повторение отдельных воспринятых на слух фраз, словосочетаний и слов, выполнение поручений (№20, с. 18).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26