Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихсяСтраница 1
Содержание:
Стр.
Введение………………………………………………………………………………1-3
Глава 1. Роль слуха в развитии неслышащих детей.
1.1.Роль слуха в общем развитии неслышащих детей и в развитии речи… 4-10
1.2. Типы нарушений слуха и их диагностика……………………………… 11-13
1.2.1. Кондуктивная тугоухость…………………………………… .14-15
1.2.2 Нейросенсорная тугоухость……………………………………16-21
1.2.3.Центральные расстройства слуха (ЦРС)…………………… 22-24
1.2.4. Степень снижения слуха……………………………………….25-26
Глава 2. Психологические основы развития слухового восприятия у глухих детей.
2.1.Из истории механизма слухового восприятия речи……………………27-32
2.2. Проблема сенсорной основы развития слухового восприятия……….33-35
2.3. Определение степени сформированности речи и речевого слуха у глухих школьников………………………………………………………………………36-42
2.4. Своеобразие условий развития слухового восприятия у неслышащих школьников………………………………………………………………………43-47
Глава 3. Оценка слухового восприятия неслышащих школьников.
3.1. Периоды работы по развитию речевого слуха у глухих школьников 48-49
3.2. Методика работы по развитию речевого слуха у глухих школьников.50-57
Глава 4. Исследование особенностей распознавание на слух речевого материала неслышащими детьми с различной степенью остаточного слуха.
4.1.Подготовка и проведение эксперимента……………………………….58-60
4.2.Анализ проведенного эксперимента……………………………………61-68
4.3.Выводы о проведенном эксперименте…………………………………69-71
Заключение……………………………………………………………………… 72-73
Литература……………………………………………………………………… 74-76
Приложение………………………………………………………………………77-100
ВВЕДЕНИЕ.
Одной из важнейших задач школ для неслышащих и слабослышащих детей является формирование слухо-зрительного восприятия речи окружающих людей.
Слухо - речевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики.
Учитывая огромную роль слуха в речевом и общем развитии человека, изучением остаточного слуха занимался ряд исследователей (Б. С. Преображенский, ф. А. Рау, Р. М. Боскис, Л. В. Нейман, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, И. Г. Багрова и другие).
Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что слуху принадлежит ведущая роль в формировании речи, неречевые звуки участвуют во всех видах деятельности, являются ли они бытовыми навыками, профессиональным трудом или умением ориентироваться в пространстве, в природе и на улицах города, а снижение слуха ведет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.
Цель данной работы – раскрыть роль слуха в общем развитии неслышащих детей и в развитии речи, выявить психологические основы развития слухового восприятия у глухих детей, определить оценку слухового восприятия неслышащих школьников.
Задачами нашей работы являются:
· Раскрытие методологических основ формирования речевого слуха и развития слухового восприятия;
· Определение сущности содержания процесса развития слухового восприятия речи;
· Определение оценки остаточной слуховой функции у глухих с точки зрения перспектив ее развития и использования для восприятия речи на слух;
· Овладение методами, приемами и средствами развития остаточного слуха у неслышащих учащихся.
Объект нашего исследования: процесс формирования и развития остаточного слуха, его роль в развитии слухового восприятия неслышащих школьников.
Предмет исследования – развитие неслышащих детей в зависимости от их остаточного слуха.
В нашей работе мы считаем необходимым выяснить возможности восприятия устной речи на слух (с помощью слухового аппарата) самой тяжелой категории учащихся со сниженным слухом – с врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухотой.