Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихсяСтраница 22
Методика восприятия на слух контрольных слов аналогична восприятию фраз. Анализ результатов проводится по такой же схеме:
Слово распознано - все звуки в нем узнаны и названы в правильной последовательности (вторник - вторник);
Слово воспринято близко к образцу – названо другое слово, с которым совпадают с образцом ритмический рисунок и часть звуков (масло – мама) или воспроизведена часть слова (вторник - торн).
Ответ признается ошибочным, если называется другое слово, резко отличающееся от образца по звуковому составу (дом - Сережа).
В процессе слуховой тренировки результаты восприятия контрольных слов должны улучшаться год от года – от восприятия лишь ритмической структуры слова и отдельных звуков до точного распознавания определенного числа слов или воспроизведения близкого к образцу (№17, с. 27).
За выполнение программных требований по развитию слухового восприятия в равной степени отвечают учитель класса, педагог, ведущий индивидуальные занятия, и воспитатель, так как только их совместная работа создает оптимальные условия для развития речевого слуха глухих школьников.
В подготовительном и первом классах проверки, как правило, проводятся уже спустя 2-3 недели после начала обучения в школе. Их результаты становятся основой для планирования работы по развитию слухового восприятия (№17, с. 28).
В качестве контрольного материала используются списки слов, разработанные Л. В. Нейманом, и речевой материал, который предъявлялся в период дошкольного обучения (№26, с. 97).
Уровень слухового восприятия глухих детей при поступлении в школу весьма различен. Л. П. Кузьмичева говорит, что дети, не имевшие регулярной слуховой тренировки в дошкольный период, как правило, не воспринимают на слух контрольные слова не зависимо от степени снижения слуха (№20, с. 19). Для них характерно большое количество отказов: они показывают учителю, что ничего не слышат.
Если дети имеют дошкольную слуховую подготовку (в детском саду и дома), то качество выполнения заданий, как правило, обусловлено уровнем слуховой тренировки.
Тем не менее, все учащиеся, независимо от степени и характера снижения слуха, правильно различают и воспроизводят основные физические параметры части контрольных слов, такие как длительность (количество слогов) и интенсивность звучания (выделение ударного слога). Некоторые узнают отдельные гласные и согласные звуки и довольно близко воспроизводят услышанное слово (барабан –татаран, мальчик - солнышко). Результаты этих проверок, учитывая незначительный период слуховой тренировки в школе, не могут служить для выводов о возможностях того или иного ученика в восприятии речевого материала на слух.
В конце учебного года учащимся подготовительного класса предлагают для восприятия на слух 10 слов, которые встречались им в слуховой тренировке. Ученикам первого класса для опознания на слух предъявляются 50 фраз, которые также входят в слуховые упражнения в течение года. Для детей, не выполнивших полностью программу, количество фраз может быть сокращено до 25-30 (№17, с. 20). Речевой материал воспринимается учащимися на слух с помощью слуховых аппаратов, с которыми они работали в течение года. В первом классе при контрольной проверке таблички детям не предлагаются.
Показатели выполнения контрольных заданий уже в первом классе у большинства учащихся должны превышать 60%. Только в этом случае можно говорить о выполнении программных требований по развитию слухового восприятию. Однако, у отдельных учеников могут быть более низкие показатели, что может быть обусловлено тяжелой степенью нарушения слуховой функции или пропуском занятий из-за болезни. В каждом конкретном случае причины невыполнения программы обсуждаются на педагогическом совете школы.
Результаты восприятия на слух фраз в первом классе, как правило, прямо соотносятся с состоянием тонального слуха учащихся. Лучшие показатели (80-100%) выполнения заданий оказываются у школьников, имеющих наиболее сохранный слух, - диапазон воспринимаемых частот до 4000-6000 Гц. Худшие (60%) чаще всего имеют дети с тяжелыми нарушениями слуха - суженный диапазон воспринимаемых частот до 500-1000 Гц и высокие пороги их ощущения (100 дБ и выше). Большинство учащихся, имеющих сохранный диапазон воспринимаемых частот до 200Гц, справляются с контрольными заданиями (№20, с. 20).