Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихся
Страница 20

Такой подход, свободный от крайностей ассоцианизма и гештальтизма, учитывающий диалектическое единство целого и части, анализа и синтеза, представляется наиболее оправданным.

В любом педагогическом процессе важным условием успеха служит активность учащихся. И тем более это относится к сложному процессу формирования навыка восприятия устной речи с помощью остаточного, т. е. глубоко неполноценного, слуха. Поэтому большую остроту приобретает психологическая проблема мотивации, изученная Ф. Ф. Рау и представленная нами (№42, №41, №40).

Важное научное и практическое значение имеет учет и оценка результатов работы, направленной на развитие слухового восприятия у глухих. Для практических целей достаточно получить показатели, характеризующие сдвиги в собственно слуховом восприятии отработанного на занятиях и частично не отработанного материала, а также показатели, позволяющие оценить тот вклад, который вносит акупедическая работа в естественное для обычных жизненных условий слухо-зрительное восприятие речи. Последнее может быть достигнуто с помощью принятых тестов, в которых учащимся предлагается стандартизированный речевой материал для восприятия изолированно на слуховой основе и на зрительной (чтение с губ), а затем одновременно на основе слуха и зрения (№16,с. 73).

Для использования в научных целях такого рода способы учета следует дополнить другими, связанными с изучением психофизиологического механизма слухового восприятия речи глухими и направленными на выяснение влияния акупедической работы на различные компоненты этого механизма, на различные уровни процесса восприятия — от фонетического до семантического.

При этом возможно применение различного речевого материала (слов, предложений, логотомов) и различных приемов его препарирования (замены фонем в словах, десемантизация предложений, создание ложной установки и т. п.).

Полученные сведения позволят глубоко проникнуть в психологический механизм восприятия речи на основе остаточного слуха.

В нашей работе мы затронуты лишь некоторые психологические вопросы, касающиеся развития слухового восприятия у глухих и требующие научной разработки.

Подлинно научное исследование проблемы развития слухового восприятия у глухих детей будет достигнуто лишь в том случае, если наряду с медико-педагогическим и физиолого-акустическим аспектами этого исследования должное внимание будет уделено также психологическому его аспекту.

ГЛАВА 3.ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ.

3.1. Периоды работы по развитию речевого слуха у глухих школьников.

Развитие речевого слуха глухих школьников — одно из ведущих направлений работы школы для глухих детей. На базе развивающегося слуха формируется слухо-зрительная основа восприятия и воспроизведения устной речи глухими школьниками, что в свою очередь позволяет более качественно строить весь учебный процесс, создает возможности для более полной социальной адаптации глухого.

Успех в развитии речевого слуха глухих зависит от правильной организации всего учебно-воспитательного процесса, уровня владения глухими устной речью и их речевого опыта. Важнейшее значение имеет обеспечение неразрывной связи работы по развитию слухового восприятия с коррекцией произносительных навыков, усвоением словаря, грамматического строя языка, развитием познавательной деятельности глухого.

В процессе слуховой тренировки в ходе учебно-воспитательного процесса, а не только на индивидуальных занятиях, у глухих школьников формируются достаточно четко дифференцированные образы слов, что является базой для становления целостной слухоречевой системы. Развитие речевого слуха основывается на неразрывной взаимосвязи слухового восприятия и речедвигательных механизмов. Такой путь обучения обеспечивает наиболее эффективные условия формирования и развития устной речи глухих школьников.

По содержанию и методам работа по развитию речевого слуха глухих школьников делится на три периода: первоначальный (подготовительный— I классы), основной (II — V классы) и период активного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами (VI — XII классы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26