Этика как научная дисциплина. БиоэтикаСтраница 14
скрытом, или, как говорят генетики, в рецессивном состоянии. Проявятся ли
эти гены у их потомства или нет - дело случая. Все зависит от возможных
сочетаний генов, их взаимодействия друг с другом и, конечно, от социальных
условий, воспитания, психологической обстановки, в какой-то степени - от
удачи.
Возражения ученых против негативной евгеники не убедили ее сторонников. Не
остановил их и другой вопрос, уже из области морали: а судьи кто? В самом
деле, кто должен решать, что одно отклонение от нормы недопустимо, а другое
- вполне приемлемо для будущего?
Тем не менее в 1915-1916 годах в 25 американских штатах были приняты законы
о принудительной стерилизации психически больных, преступников, наркоманов.
Подобные законы существовали и в странах Скандинавии, и в Эстонии.
Своего апогея негативная евгеника достигла в фашистской Германии. В 1933
году, например, в Германии было стерилизовано 56244 психически больных.
Нацисты считали, что внутри человечества должно образоваться ядро
"высокосортных" личностей, которые и будут принимать участие в формировании
будущей человеческой расы, все остальные - слабые, больные, увечные, просто
не отвечающие стандарту - должны быть либо уничтожены, либо стерилизованы.
Что получилось из этой теории на практике, всем хорошо известно.
В некоторых странах, однако, евгеника пошла другим путем. В Англии был
принят ряд мер для поощрения многодетности у людей англосаксонской расы и
создания благоприятных условий для воспитания и развития одаренных детей.
В Советском Союзе в 1920-1921 годах было создано Русское евгеническое
общество. Общество выпускало специальное издание по евгенике - "Русский
евгенический журнал". В нем печатались видные ученые-генетики того времени
- Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, А. И. Филипченко. В журнале можно было
найти исследования родословных известных дворянских семей, например,
Аксаковых, Тургеневых. Многие статьи фактически заложили основы генетики
человека и медицинской генетики в нашей стране.
Одно время идеи евгеники находили сочувствие у идеологов молодого
советского государства: раз строится новое общество, то и люди, живущие в
нем, должны быть совершенно иными - более сильными, активными, гуманными и
красивыми.
Однако вскоре стали выявляться противоречия евгеники, которые, видимо, от
нее неотделимы. Н. К. Кольцов, например, считал, что евгеника - это утопия,
но она будет "религией будущего века". А. С. Серебровский предлагал для
улучшения человеческого рода отделить деторождение от любви, практиковать
искусственное осеменение. Эти идеи ученых вызвали резкую критику, и в 1929
году Русское евгеническое общество прекратило свое существование, и
"Русский евгенический журнал" перестал выходить.
В послевоенные годы интерес к евгенике упал, но в конце ХХ века начал
возрождаться снова. Это связано с ухудшением экологической обстановки на
планете. Озоновые дыры, повышение уровня радиации, экологические яды,
мутагены и канцерогены в окружающей среде - все это ведет к накоплению в
генах людей вредных и ненужных изменений - мутаций. Такое накопление
мутаций получило название генетического груза. Мутации приводят к ухудшению
здоровья, различным психическим отклонениям, патологиям. Многие ученые
выражают беспокойство: что же будет с человечеством, когда эта чаша
переполнится? Не приведет ли этот процесс к вымиранию человеческого рода? И
снова возникает соблазн евгеники - нельзя ли все же как-то избежать
рождения больных и неполноценных детей, улучшить человеческую породу?
Евгеника получает новое звучание и в связи с экспериментами по клонированию
млекопитающих, начатыми в Шотландии (см. "Наука и жизнь" № 6, 1997 г.) и
продолженными в Америке. Ученые нашли способ получить новый организм,
практически идентичный родительскому, в результате развития одной клетки,