Этика как научная дисциплина. Биоэтика
Страница 14

скрытом, или, как говорят генетики, в рецессивном состоянии. Проявятся ли

эти гены у их потомства или нет - дело случая. Все зависит от возможных

сочетаний генов, их взаимодействия друг с другом и, конечно, от социальных

условий, воспитания, психологической обстановки, в какой-то степени - от

удачи.

Возражения ученых против негативной евгеники не убедили ее сторонников. Не

остановил их и другой вопрос, уже из области морали: а судьи кто? В самом

деле, кто должен решать, что одно отклонение от нормы недопустимо, а другое

- вполне приемлемо для будущего?

Тем не менее в 1915-1916 годах в 25 американских штатах были приняты законы

о принудительной стерилизации психически больных, преступников, наркоманов.

Подобные законы существовали и в странах Скандинавии, и в Эстонии.

Своего апогея негативная евгеника достигла в фашистской Германии. В 1933

году, например, в Германии было стерилизовано 56244 психически больных.

Нацисты считали, что внутри человечества должно образоваться ядро

"высокосортных" личностей, которые и будут принимать участие в формировании

будущей человеческой расы, все остальные - слабые, больные, увечные, просто

не отвечающие стандарту - должны быть либо уничтожены, либо стерилизованы.

Что получилось из этой теории на практике, всем хорошо известно.

В некоторых странах, однако, евгеника пошла другим путем. В Англии был

принят ряд мер для поощрения многодетности у людей англосаксонской расы и

создания благоприятных условий для воспитания и развития одаренных детей.

В Советском Союзе в 1920-1921 годах было создано Русское евгеническое

общество. Общество выпускало специальное издание по евгенике - "Русский

евгенический журнал". В нем печатались видные ученые-генетики того времени

- Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, А. И. Филипченко. В журнале можно было

найти исследования родословных известных дворянских семей, например,

Аксаковых, Тургеневых. Многие статьи фактически заложили основы генетики

человека и медицинской генетики в нашей стране.

Одно время идеи евгеники находили сочувствие у идеологов молодого

советского государства: раз строится новое общество, то и люди, живущие в

нем, должны быть совершенно иными - более сильными, активными, гуманными и

красивыми.

Однако вскоре стали выявляться противоречия евгеники, которые, видимо, от

нее неотделимы. Н. К. Кольцов, например, считал, что евгеника - это утопия,

но она будет "религией будущего века". А. С. Серебровский предлагал для

улучшения человеческого рода отделить деторождение от любви, практиковать

искусственное осеменение. Эти идеи ученых вызвали резкую критику, и в 1929

году Русское евгеническое общество прекратило свое существование, и

"Русский евгенический журнал" перестал выходить.

В послевоенные годы интерес к евгенике упал, но в конце ХХ века начал

возрождаться снова. Это связано с ухудшением экологической обстановки на

планете. Озоновые дыры, повышение уровня радиации, экологические яды,

мутагены и канцерогены в окружающей среде - все это ведет к накоплению в

генах людей вредных и ненужных изменений - мутаций. Такое накопление

мутаций получило название генетического груза. Мутации приводят к ухудшению

здоровья, различным психическим отклонениям, патологиям. Многие ученые

выражают беспокойство: что же будет с человечеством, когда эта чаша

переполнится? Не приведет ли этот процесс к вымиранию человеческого рода? И

снова возникает соблазн евгеники - нельзя ли все же как-то избежать

рождения больных и неполноценных детей, улучшить человеческую породу?

Евгеника получает новое звучание и в связи с экспериментами по клонированию

млекопитающих, начатыми в Шотландии (см. "Наука и жизнь" № 6, 1997 г.) и

продолженными в Америке. Ученые нашли способ получить новый организм,

практически идентичный родительскому, в результате развития одной клетки,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16