Этика как научная дисциплина. БиоэтикаСтраница 13
Англии. Его задача была ничуть не проще поисков философского камня - он
пытался установить закономерности наследования таланта, интеллектуальной
одаренности, физического совершенства. Гальтон считал, что если для
получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то
тех же результатов можно добиться и целенаправленным подбором семейных пар.
Лучшие должны выбирать лучших, чтобы в результате рождались здоровые,
красивые, одаренные дети. Гальтон предлагал создавать особые условия для
"размножения генов" выдающихся людей из аристократических семей. Таково
начало евгеники.
Независимо от Гальтона в России врач В. М. Флоринский пришел к той же идее
- человечество должно улучшать свою "породу", постепенно становиться более
разумным, красивым, талантливым. В 1866 году Флоринский опубликовал труд
"Усовершенствование и вырождение человеческого рода", в котором обосновал
свое мнение.
Однако то, о чем мечтали Гальтон и Флоринский, - это лишь лицевая сторона
медали. Есть и оборотная сторона, которая сыграла, пожалуй, главную роль в
судьбе евгеники.
Любой селекционер знает: чтобы создать новую породу с улучшенными
свойствами, нужно выбраковывать примерно 95 процентов животных. Худшие не
должны участвовать в размножении - таков принцип любого отбора. И вот тут
евгеника напрямую сталкивается с неразрешимыми проблемами, лежащими в
области человеческой этики и морали.
Адской дорогой
То, что предлагал для улучшения человеческого рода Гальтон, впоследствии
получило название позитивной евгеники. Но очень скоро образовалось и другое
течение - негативная евгеника. Ее приверженцы считали, что необходимо
препятствовать появлению детей у людей с умственными и физическими
недостатками, у алкоголиков, наркоманов, преступников. Негативная евгеника
с самого начала вызывала критику. Ведь такого рода "отбор" проводился еще в
древней Спарте, где уничтожали слабых и больных детей. Результат известен -
Спарта не дала ни одного выдающегося мыслителя, художника, артиста, но
прославилась сильными и отважными воинами.
История знает немало примеров, когда великие люди имели физические
недостатки или страдали от тяжелых наследственных болезней, в том числе и
психических. Нередко не отличались здоровьем и их родители - мать И. С.
Тургенева, например, страдала черной меланхолией, а в роду у Л. Н. Толстого
были больные эпилепсией и шизофренией.
Более того, известно, что некоторые психические болезни, развитие которых
связано с тонкой, уязвимой душевной организацией, генетически связаны с
одаренностью в музыке, математике, поэзии. По этому поводу существует
современный анекдот. Когда академику И. Г. Петровскому, ректору МГУ,
показали список противопоказаний для поступления на механико-математический
факультет, он увидел слово "шизофрения" и удивился: "Кто же тогда будет
делать математику?"
Дело в том, что формы шизофрении - психического заболевания, одним из
признаков которого считается раздвоение личности, очень разнообразны.
Вариаций - множество, проявления болезни нередко стерты. Наследование
шизофрении, по существу, так и остается загадкой для ученых, хотя время от
времени и появляются новые данные и гипотезы, пытающиеся ее объяснить.
Поэтому в отношении шизофрении, самого распространенного психического
заболевания, ни о каком отборе нельзя говорить даже теоретически.
Не лучше обстоит дело и с другими болезнями. Наследование того или иного
признака, приводящего к развитию заболевания, - это все-таки вероятностный
процесс, и предсказать его нельзя. Например, ребенок может "получить" ген,
обусловливающий патологию сосудов, от больного отца, а может - и от
здоровой матери. И наоборот, родители могут быть совершенно здоровы, но
иметь гены, определяющие развитие болезни, - у них эти гены находятся в