Этика как научная дисциплина. Биоэтика
Страница 13

Англии. Его задача была ничуть не проще поисков философского камня - он

пытался установить закономерности наследования таланта, интеллектуальной

одаренности, физического совершенства. Гальтон считал, что если для

получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то

тех же результатов можно добиться и целенаправленным подбором семейных пар.

Лучшие должны выбирать лучших, чтобы в результате рождались здоровые,

красивые, одаренные дети. Гальтон предлагал создавать особые условия для

"размножения генов" выдающихся людей из аристократических семей. Таково

начало евгеники.

Независимо от Гальтона в России врач В. М. Флоринский пришел к той же идее

- человечество должно улучшать свою "породу", постепенно становиться более

разумным, красивым, талантливым. В 1866 году Флоринский опубликовал труд

"Усовершенствование и вырождение человеческого рода", в котором обосновал

свое мнение.

Однако то, о чем мечтали Гальтон и Флоринский, - это лишь лицевая сторона

медали. Есть и оборотная сторона, которая сыграла, пожалуй, главную роль в

судьбе евгеники.

Любой селекционер знает: чтобы создать новую породу с улучшенными

свойствами, нужно выбраковывать примерно 95 процентов животных. Худшие не

должны участвовать в размножении - таков принцип любого отбора. И вот тут

евгеника напрямую сталкивается с неразрешимыми проблемами, лежащими в

области человеческой этики и морали.

Адской дорогой

То, что предлагал для улучшения человеческого рода Гальтон, впоследствии

получило название позитивной евгеники. Но очень скоро образовалось и другое

течение - негативная евгеника. Ее приверженцы считали, что необходимо

препятствовать появлению детей у людей с умственными и физическими

недостатками, у алкоголиков, наркоманов, преступников. Негативная евгеника

с самого начала вызывала критику. Ведь такого рода "отбор" проводился еще в

древней Спарте, где уничтожали слабых и больных детей. Результат известен -

Спарта не дала ни одного выдающегося мыслителя, художника, артиста, но

прославилась сильными и отважными воинами.

История знает немало примеров, когда великие люди имели физические

недостатки или страдали от тяжелых наследственных болезней, в том числе и

психических. Нередко не отличались здоровьем и их родители - мать И. С.

Тургенева, например, страдала черной меланхолией, а в роду у Л. Н. Толстого

были больные эпилепсией и шизофренией.

Более того, известно, что некоторые психические болезни, развитие которых

связано с тонкой, уязвимой душевной организацией, генетически связаны с

одаренностью в музыке, математике, поэзии. По этому поводу существует

современный анекдот. Когда академику И. Г. Петровскому, ректору МГУ,

показали список противопоказаний для поступления на механико-математический

факультет, он увидел слово "шизофрения" и удивился: "Кто же тогда будет

делать математику?"

Дело в том, что формы шизофрении - психического заболевания, одним из

признаков которого считается раздвоение личности, очень разнообразны.

Вариаций - множество, проявления болезни нередко стерты. Наследование

шизофрении, по существу, так и остается загадкой для ученых, хотя время от

времени и появляются новые данные и гипотезы, пытающиеся ее объяснить.

Поэтому в отношении шизофрении, самого распространенного психического

заболевания, ни о каком отборе нельзя говорить даже теоретически.

Не лучше обстоит дело и с другими болезнями. Наследование того или иного

признака, приводящего к развитию заболевания, - это все-таки вероятностный

процесс, и предсказать его нельзя. Например, ребенок может "получить" ген,

обусловливающий патологию сосудов, от больного отца, а может - и от

здоровой матери. И наоборот, родители могут быть совершенно здоровы, но

иметь гены, определяющие развитие болезни, - у них эти гены находятся в

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16