Этика как научная дисциплина. БиоэтикаСтраница 12
от православия - католицизм, от Церкви - протестантизм, от Христа - мистика и рационализм, от религии - атеизм,
от всякого долженствования - аморализм, от самой жизни - самоубийство.
Постепенный отказ от общего дела человечества по борьбе со слепыми силами распада приводит к "окончательной стадии отступления", коей является "принципиально провозглашаемое индивидуальное или коллективное самоубийство как отказ от жизни" .
Не является ли современная либеральная борьба за социальное и юридическое признание эвтаназии если не формой "коллективного самоубийства", то по крайней мере формой влияния на человеческую волю, внушая человеку, что жить надо возможно меньше? Не призвано ли современное религиозное возрождение Православия в России если не остановить, то по крайней мере сдержать натиск надвигающейся "духовной эпидемии" "рацио-гуманно-милосердных" форм (приемов) оправдания "права на достойную смерть"(?) и спасти по крайней мере своих чад? "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь" (Мк. 13, 22). Между словами Симеона Богоприимца "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром" (Лк. 2, 29) и требованием современного либерала "права на достойную смерть" - дистанция огромного размера. Речь идет прежде всего не о исторической, а о смысловой дистанции. Но именно история помогает нам понять происходящую в современной культуре подмену смысла "мирной и непостыдной" смерти "правом на достойную смерть" Сделать это не всегда просто. Как же отличить подлинное милосердие от либерального суррогата?
Подлинное милосердие и сострадание - всегда "по слову Твоему", либеральное - всегда по "праву на предельную самодетерминацию личности".
Евгеника и этические нормы
Не так давно в нашей науке слова "евгеника" и "генетика" были ругательными.
С генетики проклятие со временем сняли, а вот евгеника - наука об улучшении
человеческого рода - так и остается чем-то сомнительным, связанным с
бесчеловечными экспериментами нацистов и другими опытами того же толка. При
этом большинство непосвященных плохо представляет, что же такое евгеника на
самом деле.
Один врач в ответ на попытку отклонить разговор о "больных вопросах"
сказал: "Говорить надо именно о том, что не в порядке, - как мы иначе
поймем причину недуга?" Евгеника - это что-то вроде "больного вопроса" для
человечества. Поэтому поговорить о ней не только интересно, но и полезно.
Намерения были благими
Все люди несовершенны. Уже в раннем возрасте можно заметить - одни дети
одарены здоровьем, но природа "отдохнула" на интеллекте, другие не могут
похвастаться физической красотой и крепостью, но опережают сверстников в
умственном развитии, третьи - хорошо успевают и в школе и в спортивной
секции, но вот характер - не сахар . И таким комбинациям несть числа. Эта
закономерность нашла отражение даже в пословицах и поговорках ("Cила есть -
ума не надо" и тому подобных). А сказок о глупых красавицах и умных
дурнушках просто не счесть. Поэтому когда встречается человек, сочетающий в
себе и красоту, и силу, и интеллект, и нравственность, - он кажется каким-
то чудом природы. У окружающих такие люди вызывают разные чувства - у кого
восхищение, у кого и зависть. А вот ученые уже много лет назад стали
задумываться о том, каким образом, в силу каких причин появляются на свет
такие редкие, всесторонне одаренные люди. И нельзя ли сделать так, чтобы их
в человеческом обществе становилось все больше и больше? Как изменилась бы
жизнь вокруг .
Первый, кто поставил перед собой этот вопрос, был Фрэнсис Гальтон -
двоюродный брат Чарльза Дарвина. Аристократ по происхождению, Гальтон
занялся изучением родословных прославленных аристократических семейств