Физиологические основы зрительных иллюзий восприятия размера
Страница 5

6. Теория перспективы. Эта теория имеет длинную историю, на которой нам нет необходимости останавливаться; главная идея этой теории состоит в том, что рисунки, вызывающие иллюзии, создают впечатление глубины благодаря перспективе и что это впечатление глубины и вызывает изменение воспринимаемой величины.

Вполне вероятно, что рисунки, вызывающие иллюзии, можно себе представить как плоскую проекцию обычных объектов, имеющих три измерения. Это очень важная мысль, так как она ведет к вполне законченному пониманию иллюзий. Рассмотрим три рисунка такого рода(рис. 9,4, 9,5 и 9,6). Каждый из них можно, естественно, представить себе в виде изображения объектов, расположенных в трех из­мерениях. Эти рисунки могут быть поняты как плоская проекция трехмерного пространства — попросту как ри­сунки с перспективой. Исходя из этого, можно сделать следующее обобщение: те части рисунков, которые изображают отдаленные предметы, при восприятии ри­сунка увеличиваются, а части, изображающие близкие предметы, уменьшаются.

Действие этого правила можно отчетливо видеть на примере иллюзии стрелы. Расходящиеся концы наконеч­ника одной стрелы можно было бы представить в виде внутренних углов комнаты (рис. 9,10). Сходящиеся кон­цы наконечника другой — в виде внешних углов здания (рис. 9,11). Рисунок, вызывающий иллюзию железнодо­рожных путей, воспринимается как сходящиеся в перспективе линии, причем верхняя горизонтальная линия кажется расположенной дальше, чем нижняя (рис. 9,12).

Однако следует сразу же пояснить, что хотя такого рода рисунки и кажутся обычной плоской проекцией трехмерных объектов, каждый из них можно понять как изображение чего-то совершенно иного. Рисунок со стре­лами можно понять как вид крыши, воспринимаемый верхолазом; сходящиеся линии на рисунке, вызывающем иллюзию железнодорожных путей, могут попросту вос­приниматься как пара сближающихся, а не параллель­ных линий, которые только кажутся сходящимися из-за расстояния. Рисунки, вызывающие иллюзии, являются типичными рисунками с перспективой, но во всех слу­чаях они могут изображать что-то совершенно другое.

Традиционная теория перспективы попросту утверж­дает, что эти рисунки вызывают впечатление глубины и что, если наблюдатель попадает под власть этого впечат­ления, более отдаленные детали кажутся объективно большими. Однако почему впечатление расстояния долж­но вызывать изменение видимой величины? Почему впечатление большего расстояния должно приводить к увеличению размера, в то время как отдаленные объекты обычно кажутся меньшими по мере увеличения расстоя­ния? Согласно этой теории, должно происходить не увеличение, а уменьшение размеров деталей, расположен­ных дальше, как это обусловлено перспективой, но в действительности же это совершенно не так.

Рис. 9,12. Железнодорожные пути, образующие то же Рис. 9,13 Константность величины. Изображение

самое изображение на сетчатке, что и рисунок, вызы­вающий объекта уменьшается по величине на половину с иллюзию Понпо. увеличением расстояния до этого объекта вдвое.

Рис. 9,10. Внутренний угол. Границы между потолком и стенами образуют то же самое сетчаточное изображе­ние, что и стрела Мюллер-Лайера

Рис. 9,11. Внешний угол.

Хотя теория перспективы ведет нас по ложному пу­ти, она значительно ценнее тех теоретических представ­лений, которые вообще не связаны с фактами. Нам ка­жется, что в идее перспективы есть все же нечто важное. Теперь мы попытаемся развить теорию иллюзий, кото­рая учитывает положение о перспективе, но приводит к правильным предсказаниям, а также связывает иллю­зии с другими явлениями восприятия. Имеет смысл уде­лить некоторое внимание этим соображениям, чтобы пу­тем установления связей между явлениями прийти к пониманию иллюзий. Иллюзии тогда становятся не очевид­ным результатом воздействия на зрительную систему определенных структур, а скорее одним из возможных путей исследования основных процессов, участвующих в зрительном восприятии мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11