Инфекционные заболевания как одно из негативных последствий глобализацииСтраница 7
Особо сложная эпидемическая обстановка по заболеваемости сложилась в городах Волжском и Волгограде и сельских районах - Городищенском, Жирновском районах области, в которых показатель пораженности превышает российский. В остальных сельских районах происходит скрытое накопление инфекции при регистрируемом росте наркомании.
На севере Волгоградская область граничит с Саратовской, на северо-западе - с Воронежской, на западе - с Ростовской областями. На юге и юго-востоке нашими соседями являются Калмыкия и Астраханская область, а на востоке – Казахстан. Эта одна из причин появления ВИЧ/СПИДа в волгоградской области.
6. Действия, направленные на борьбу с ВИЧ/СПИДом в РФ.
В 2001 г. в ходе Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Россия подписала Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, в которой содержится призыв «развивать и осуществлять межсекторные национальные стратегии и финансовые планы для борьбы со СПИДом». Кроме того, в 2002 г. совместно с другими странами-членами СНГ Россия подписала декларацию о важности борьбы со СПИДом[5].
Российская Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» (2002-2006 гг.) включает подпрограмму «Анти-ВИЧ/СПИД» с четырьмя компонентами: (1) профилактика, диагностика, лечение ВИЧ/СПИДа; (2) научные исследования; (3) укрепление материально-технической базы; (4) повышение квалификации кадров. Наиболее значительная часть материальных средств, предусмотренных подпрограммой (93 %), приходится на ее первый компонент; на остальные компоненты приходится 1,6 %, 5,2 % и 0,12 % бюджета, соответственно. По данным Министерства здравоохранения, общий пятилетний бюджет на мероприятия по борьбе с ВИЧ/СПИДом составляет 2 млрд. 774 млн. рублей (около 97 млн. долларов США за пять лет или 19 млн. в год), включая около 735 млн. рублей (или 26 млн. долларов) из средств Федерального бюджета и около 1 млрд. 997 млн. рублей (примерно 70 млн. долларов) из бюджетов субъектов Федерации.
Уровень финансирования программ по борьбе со СПИДом в каждом регионе зависит от экономической ситуации, распространенности ВИЧ/СПИДа, а также вложений в эту сферу, осуществляемых из негосударственных источников (например, иностранных грантов). В среднем, в каждом регионе на борьбу с ВИЧ/СПИДом тратится 10-15 млн. рублей (или 350-550 тысяч долларов) в год.
На мероприятия по борьбе с ВИЧ/СПИДом в городах Москва и Петербург, в республике Татарстан и в Красноярском крае, тратится значительно больше — 40-50 млн. рублей (или 1.4-1.8 млн. долларов) в год.
Для сравнения, Бразилия - страна с аналогичной России численностью населения и подушевым доходом, тратит на борьбу с ВИЧ/СПИДом и уход за людьми, живущими с ВИЧ, около 800 млн. долларов в год из государственного бюджета. Таким образом, различие между объемами средств, выделяемых на борьбу с ВИЧ/СПИДом в России и Бразилии, является не столько вопросом наличия ресурсов, сколько вопросом приоритетов.
В России существует более 100 некоммерческих организаций, осуществляющих проекты по профилактике ВИЧ/СПИДа среди молодежи и групп высокого риска, поддержке людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, борьбе против их дискриминации. Большинство этих организаций получают финансирование из зарубежных источников, в том числе от правительств стран Северной Америки и Западной Европы, а также ряда агентств ООН. В 2004 г. общий объем средств, выделенных этими источниками на профилактику ВИЧ/СПИДа в России, превысит 13 млн. долларов США, что более чем в три раза превышает размер ассигнований на эти цели из федерального бюджета.
Ряд событий, произошедших в 2003 г., продемонстрировал увеличение эффективности взаимодействия правительственных и общественных организаций в области борьбы с ВИЧ/СПИДом. Вот некоторые из этих событий:
1. В апреле 2003 г. был создан Межведомственный консультативный совет по ВИЧ/СПИДу Министерства здравоохранения России. В нем представлены государственные и общественные организации, а также представители сообщества людей, живущих с ВИЧ. Основными задачами Совета являются координация деятельности и оптимизация сотрудничества государственных и негосударственных структур, работающих в сфере профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом, а также распространение наиболее эффективных технологий по противодействию ВИЧ-инфекции. Также в прошлом году, в соответствии с международной практикой, Россия учредила официальный Национальный координационный механизм (НКМ) по взаимодействию с Глобальным Фондом, в который вошли представители Министерства здравоохранения и социальной защиты, Министерства юстиции, а также общественные организации, агентства двухстороннего и многостороннего развития и люди, живущие с ВИЧ/СПИДом.