Отношение к мертвому телу (биоэтика)
Страница 2

Однако, несмотря на превращение, со смертью человека, его тела в неодушевленный предмет материального мира и либеральная естественно-научная (1) и традиционная православно-христианская (2) точки зрения сходятся в необходимости уважительного и бережного отношения к телу покойного:

1) "Восприятие мертвого человека как человека – сегодня скорее инерция сознания, базирующаяся на морально-этической и религиозной традиции. Однако эта естественная инерция играет сдерживающую роль: восприятие мертвого человеческого тела (в отличие от тела животного) как материального объекта и уж тем более как вещи, мысль об использовании его для удовлетворения потребностей живых людей и вопрос о праве собственности на него представляются кощунственными." (к.ю.н Майфат А.В.)

2) «У нас в России, характерная народная черта — религиозное отношение к мертвому телу, исполненное любви, нежности и благоговения. Ужасны и отвратительны черты смерти повсюду, но мы одеваем их благоговейным покровом, мы окружаем их торжественною тишиною молитвенного созерцания […] Мы не бежим от своего покойника, а стоим над ним три дня и три ночи с чтением, с пением, церковною молитвою. Погребальные молитвы наши исполнены красоты и величия . и, когда слышишь их, кажется, не только произносится над гробом последнее благословение, но совершается вокруг него великое церковное торжество в самую торжественную минуту человеческого бытия». (статский советник, юрист Победоносцев К.П.)

4.Правовые и этические аспекты медицинских манипуляций

Таким образом, отношение к мертвому телу непосредственно связано с уважением к личности, что является одной из основ современной цивилизации как с религиозной, так и с научной точек зрения. Рассматривая возможные медицинские манипуляции с телом умершего, невозможно не обратить внимание и на другую проблему – "прагматическое использование трупов в медицине, как правило, влечет за собой усиление потребительского отношения к человеку." (Силуянова И.В.) Это же отмечает и дьякон Першин М. , говоря о распространенном неуважительном отнешении к трупу в учебном процессе "Самому умершему человеку эти издевательства не вредят. Но они калечат будущих врачей. На уровне профессиональном опасность в том, что такой медик перенесет свое глумливое отношение к умершему на живых.". Он же отмечает, что с православной точки зрения "никакие манипуляции с телом не причиняют вреда умершему" (имеется в виду душа), подкрепляя это мнение примерами из истории христианства, однако заставляет читателя-медика задуматься о душе собственной. Понимание смерти как "последнего момента действительной жизни" (Несмелов В.И.) переводит отношения врача и умершего в область человеколюбия и нравственных понятий.

Роль норм публичного права (в первую очередь, уголовного) здесь должна состоять в защите интересов граждан от противоправных посягательств и злоупотреблений. Современное Российское право, естественно, не дает оценок. Статус мертвого тела регулируется несколькими законодательными актами, в основном, правда, относящимися к определению порядка захоронения. Тем не менее, существует Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и тканей» запрещающий куплю-продажу человеческих органов и тканей, однако постулирующий презумпцию согласия покойного. Законодатель оставляет возможность для трактовки отсутствия волеизъявления в пользу "общего блага" В результате и здесь сегодня имеется широчайший простор для злоупотреблений (часто - достаточно гнусных с точки зрения морали). Отрицательной стороной, по мнению профессора И. В. Силуяновой, является и то, что принцип презумпции согласия вынуждает врача совершать, по сути, насильственное действие, т. к. действие с человеком или его собственностью без его согласия квалифицируется в этике как «насилие».

Итак, несмотря на кажущееся сходство в позициях христианской биоэтики и либерального, естественно-научного подхода в отношении к личности и, как результат, к мертвому телу – основой неразрешимых споров является разность подходов в отношении к смерти. В христианской традиции смерть понимается как разделение души и тела и как откровение духовного мира. Христианская биоэтика утверждает богоподобие человека и рассматривает его тело как храм Бога. "Христианство культивирует отношение к смерти не как к окончательной стадии бытия, а как к переходу к высшему смыслу, соединению с Богом." (Кетова Т.Н.). Однако, отношение к смерти в западно-европейской культуре прошло длительный путь эволюции — от понимания смерти как естественного продолжения жизни души в ранних культурах, до противопоставления жизни и смерти, вытеснению смерти из спектра ценностей в светской жизни. Это восходит к ставшему основой для современной научной мысли картезианскому восприятию тела как механизма (Р.Декарт, "О методе"). Такое отстраненное отношение к смерти не может не сказаться на отношении к мертвому телу в современной культуре.

Страницы: 1 2 3