История ложных теорий в медицине
Страница 1

Содержание

Введение- - 2 -

1. Учение Георга-Эрнста Шталя — анимизм-- - 3 -

2. Учение витализма-- - 4 -

3. Учения Р. Декарта о материалистических основах мира-- - 6 -

4. Социальные проблемы медицины и медико-социологические теории - 7 -

5. Теории «болезней цивилизации»- - 10 -

Заключение- - 13 -

Список использованной литературы-- - 14 -

Введение

Несмотря на проделанную естествоиспытателями и врачами титаническую работу по накоплению объективных данных о природных явлениях, о здоровье и болезнях людей и пересмотру своих позиций, к концу XIX века все еще занимали господствующее положение идеалистические представления о природе в целом, ви­талистические воззрения на жизнедеятельность организ­ма и болезненные процессы в нем.

Борьба идей с нарастающей силой развернулась в ес­тествознании и медицине, где одни обветшалые воззре­ния сменялись другими, несколько подновленными. Мно­гие из них возрождались из осколков свернутых догм и представлений.

На почве неустойчивых мировоззренческих позиций крупных исследователей XIX в., которые в большей или меньшей мере отдавали дань витализму и агностициз­му, в середине XIX в. получил развитие вульгарный ма­териализм, видными представителями которого были К.Фохт, Л.Бюхнер, Я.Молешотт. Жизненные явления вульгарные материалисты — «дешевые разносчики ма­териализма», по выражению Ф. Энгельса, рассматри­вали упрощенно, только на основе физики и химии. В середине XIX в., когда естествознание и медицина до­бились огромных достижений в понимании жизненных явлений, физико-химическое направление вульгарно-материалистического плана являлось шагом назад.

В условиях утверждения экспериментального метода получило развитие учение о процессе болезни. Систе­матические вскрытия трупов умерших больных, нача­тые Т. Боне и И. Вепфером в XVII в., были продолже­ны в XVIII в. рядом крупных исследователей второй половине столетия завершились оформлением нового направления в медицине — патологической анатомии, основателем которой был Дж. Морганьи.

1. Учение Георга-Эрнста Шталя — анимизм

В XVIII веке по всему миру распространялись материа­листические течения в форме непоследовательного, ог­раниченного механистического материализма. Но на этой стадии капиталистического развития все еще имели си­лу носители идеологии феодального общества, терявше­го под ногами историческую почву. Последние тяготе­ли по преимуществу к различным течениям идеалисти­ческого и религиозно-мистического порядка.

Особенно сильно было влияние идеализма на медицину в Герма­нии. В медицине сложилось и приобрело влияние учение Георга-Эрнста Шталя (1659-1734) — анимизм. Г.-Э. Шталь стремился отыскать механизмы, управляю­щие нашим телом. Стоя на идеалистических позициях, он находил ответ на поставленные вопросы в призна­нии ведущей роли души, в результате чего его взгляды получили название анимизма (лат. anima — душа).

Задача души, по Г.-Э. Шталю, состоит в том, чтобы охранять тело от разложения и смерти. Когда душа ос­лабевает или перестает выполнять эти функции, тогда наступает смерть. Признав душу в качестве фактора, обеспечивающего жизнедеятельность организма, Г.-Э. Шталь отрицал значение анатомии для врача и счи­тал, что химия не может объяснить жизненные явления. По его мнению, от них мало пользы для медицины.

По Г.-Э. Шталю, душа как естественная жизненная сила, сливаясь с целебными силами организма, пред­охраняет наше тело от заболеваний и излечивает болез­ни. Задача врача при всех болезнях сводится к поддер­жанию душевной доброты в чисто религиозном смыс­ле, помогая жизненной силе, душе. Создав в химии учение о «флогистоне», Г.-Э. Шталь стремился объяснить и процессы горения со своих идеалистических позиций, вводя понятие об особой горячей огненной силе, которая при сжигании материи удаляется из нее.

Крупнейший ученый XVIII в. Л. Галлер (1708—1777) работал на родине в Швейцарии (Верп) и в Германии (Геттинген). После А. Везалия и У. Гарвея он был од­ним из выдающихся анатомов и физиологов своего времени. Им составлены лучшие в то время анатомические атласы. А. Галлер внес большой вклад в упрочение естественнонаучного фундамента медицины. Его заслугой, является разработка нервно-мышечной физиологии. Он показал роль нервов как носителей чувствительности и проводников раздражения, продолжил работу Р. Декарта по изучению в общем виде рефлекторной дуги. Однако А. Галлер не смог сделать правильных выводов и обобщении из своих наблюдений, опытов и верных догадок, так как не способен был преодолеть религиозность и спиритуализм — представления о руководящей роли духа во всех органических процессах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9