Парацельс (1493 - 1541) - основатель ятрохимииСтраница 8
Откуда ты приходишь, больной человек? Каков твой путь? Какая часть тебя проявляется в твоем страдании? Что тебя беспокоит? Каково твое целостное Я? От какой дисгармонии ты страдаешь? Лечение твоей печени или твоих почек ни к чему не приведет, если игнорируется природа и могущество сил, которые приводят тебя к страданию или, напротив, к выздоровлению.
Несмотря на то, что современная медицина использует все более точные и эффективные диагностические средства, она не может дать ответ ни на один из этих вопросов. И происходит это по одной очень простой причине: в современной науке наметилась слишком сильная тенденция рассматривать человека в качестве более или менее совершенной вычислительной машины, отличающейся от животного. Существуют даже настолько недалекие люди, которые считают, что опыты над животными и людьми эквивалентны по своему значению, и которые создают механические и электронные модели для изучения по аналогии с ними человеческой патологии.
Как становятся медиками-антропософами?
Эти ученые однако, забыли о том, что человек располагает тем, чего лишены были до него все другие существа: познанием собственного Я. К ним не относятся, впрочем, Эйнштейн и Бродли, которые не верили в эту всемогущую диалектику.
Благодаря своему сознанию человек, вышедший из Природы, и есть сама Природа. Человек, произошедший от солнца, и сам сияет. А человек, который произошел от Бога, сам является Богом. Таким образом, все объясняется само собой: медицина должна научиться наблюдать за энергетическими течениями в человеке и во вселенной, за ритмами, связывающими человека с планетой.
Вера гностиков базируется на знании. Гностическая теория - наука о человеке, рассмотренном в его связи с космосом, отвечает на вопрос, который никогда не задается на медицинских факультетах, но, который, однако, должен быть самым основным вопросом: "Что такое человек? Что отличает его от животного?"
Антропософия, современное гностическое учение, этимологически означает мудрость или осознание человека, другими словами, знание человека. Антропософию интересует человеческая душа, ее эволюция в гармонии с другими мирами. И это знание о человеке не может существовать, если абстрагироваться от эволюции всей вселенной. Это составляет один из аспектов антропософии.
Рудольф Штайнер, современный посвященный
В действительности антропософия обязана своим существованием одному человеку - Рудольфу Штайнеру (1861-1925), этой экстраординарной личности, которая воистину всколыхнула свою эпоху. Антуан Фаивр говорил, что в предвоенной Германии каждый второй немец разделял его идеи вплоть до тех пор, пока Гитлер не предпринял "охоту на ведьм". Им написано много книг, прочитано около шести тысяч публичных лекций; благодаря Рудольфу Штайнеру зародилось новое философское и научное течение. Что же касается медицины, то помимо всего прочего, Штайнер наметил путь дополнительной терапии рака.
Поэт и гуманист одновременно, Рудольф Штайнер вобрал в себя все, что характерно для человека ренессансного масштаба: он был геометром, архитектором, музыкантом, терапевтом, диетологом, агрономом, историком, археологом, педагогом. Не существует ни одной области человеческой мысли, которую бы он не разрабатывал и не обогащал новыми идеями. Он умер перед войной 1939 года.
Ученый предвидел наступление времен, когда человечество овладеет силами "иной природы", например, электричеством и радиоактивностью, с которыми люди должны быть особенно осторожны, чтобы не стать жертвами. Точно так же, как Хаксли, он предвидел наступление "Лучшего из миров", однако, будучи оптимистом, Штайнер не считал это конечным пунктом человечества. Распадаясь, цивилизация приводит к концу определенного мира, определенной эпохи, однако этот распад предопределяет отныне новые времена, для которых антропософическая наука подготавливает источник познаний.
Однако откуда же, согласно Рудольфу Штайнеру, происходит эта идея-первооснова, эта возможность синтеза между духовным и осязаемым, возможность одухотворения этого осязаемого вплоть до самого последнего дыхания?