Гигиенические основы физического воспитания студентов
Страница 1

ГИГИЕНА (от греч. hygieinos—здоровый) - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Происхождение термина гигиена связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа.

Целью гигиены является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены:

- изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей;

- научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;

- научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

В ходе развития гигиены сформировался ряд гигиенических дисциплин: гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, гигиена физической культуры и спорта и др.

Гигиена тесно связана с санитарией. Санитария (от лат. sanitas—здоровье) — термин, употреблявшийся в медицине до 60-х годов для обозначения отрасли здравоохранения, содержа­ние которой охватывает разработку и проведение практических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В современном понимании научной разработкой названных выше проблем занимается гигиена, а организацией и проведением са­нитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий — санитарно-эпидемиологическая служба.

Из истории развития гигиены – как науки.

Гигиена — сравнительно молодая наука, хотя ее истоки уходят в глубокую старину. Согласно историческим документам, уже у древних народов Индии, Китая, Египта существовали простей­шие правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом, предупреждения инфекционных болезней и т. д. Наи­большего расцвета гигиена (хотя и не как специальная наука, а как набор практических рекомендаций) достигла в Древнем Риме, который среди прочего прославился своим водопроводом и общественными банями. Уже за 600—500 лет до н. э. в Риме было свыше 30 отдельных водопроводов, которые в сутки суммарно давали свыше 1,5 млн. м3 горной ключевой воды.

Возникновение и развитие гигиены диктовалось потребностями общества, явилось результатом гуманного отношения ученых к здоровью и благополучию людей. История средних веков оказа­лась историей огромных эпидемий страшных болезней (чума, чер­ная оспа, сифилис и др.), приведших к гибели многие миллионы людей, к вымиранию населения целых областей. Как же боро­лись с этими болезнями? Врачи тщетно искали “жизненный элик­сир” как универсальное средство от всех болезней, прочие граж­дане усиленно молились, совершали паломничества к “святым местам”. И все это происходило на фоне отсутствия даже следов санитарной культуры и каких-либо санитарно-технических со­оружений. Достаточно сказать, что в средневековых городах не­чистоты выливались прямо на улицу, водоснабжения и канализа­ции не было.

Однако вред антисанитарного состояния городов и жилищ, жизненного уклада граждан был настолько очевиден, а опасность тяжелых эпидемических заболеваний столь велика, что в европей­ских государствах начали появляться первые зачатки обществен­ного здравоохранения. В XVI—XVII вв. начали очищать города от мусора и нечистот, затем стали строить тротуары, освещать улицы и т. д. В это же время стали появляться и научные со­чинения гигиенического характера, хотя первые трактаты по гигиене создал еще великий ученый и врач Древней Греции Гиппо­крат (460—377 до н. э.) (“О здоровом образе жизни”, “О водах, воздухе и местностях” и др.). В них он отрицал сверхъестествен­ные причины или божественное происхождение болезней, правиль­но оценивал влияние на здоровье человека таких факторов, как климат, погода, состояние почвы, воды, особенности питания, об­раза жизни и привычек, избыток или недостаток физических упражнений и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8